Кто отвечает за поврежденный в магазине товар?

Кто отвечает за поврежденный в магазине товар?

Независимо от нашего желания, все мы являемся покупателями. Кем бы мы ни работали — «парикмахером», «библиотекарем», «инженером», «официантом» — в выходные дни и праздники мы имеем возможность уклониться от своего призвания. Но социальную маску покупателя приходится примерять чуть ли не ежедневно.

Безусловно, важные приобретения, вроде электробритвы, фена, компьютера, плазменной панели мы делаем достаточно редко, но в торговые центры и магазины, торгующие продуктами питания, заглядываем постоянно. Приобрести туалетные принадлежности, косметику, еду. На кассовом чеке или входной двери супермаркета нередко можно заметить фразу «благодарим за покупку», свидетельствующую о предусмотрительной политике учреждения дорожить вниманием постоянных покупателей.

Итак, осуществив покупку, мы получаем пусть и обезличенную, но благодарность супермаркета. А как поступит магазин, если мы не только уйдем из него с пустыми руками, но и своими действиями причиним ущерб его имуществу? Разложим ситуацию по полочкам. Приведем несколько жизненных случаев.

Лариса Дмитриевна Новосельцева заметила банку с оливками, продающуюся в ходе «акции» по доступной цене. К сожалению, банка стояла несподручно — на одной из верхних полок, и, пытаясь ее взять, Лариса Дмитриевна уронила выскользнувшее изделие на пол.

Семен Петрович Кормухин взял упаковку сыра с чересчур забитого стеллажа. Выбранная упаковка зацепилась за близлежащую коробку, тем самым обрушив целый штабель продуктов.

Кто несет ответственность за произошедшее? Что предпринять угодившему в похожую передрягу посетителю магазина? Для разъяснения ситуации мы встретились со специалистом информационно-аналитического общества «Немезида», доктором юридических наук Виктором Леонидовичем Муршаком.

— Виктор Леонидович, так как вести себя человеку, если он нечаянно причинил вред товару в магазине?

— Во-первых — не суетиться. Управление супермаркета как правило готово к такой ситуации, особенно если инцидент был спровоцирован его собственным разгильдяйством, и действует четко и слаженно. Нужно приготовиться к тому, что, желая переложить всю вину за произошедшее на посетителя, менеджеры могут себя вести не особо церемонно. Для того, чтобы защитить себя от противозаконных действий со стороны персонала магазина я советую всегда носить в блокноте памятку покупателя — список простых правил с выдержками из ГК. Они дадут ответ на вопрос, что делать в тех или иных ситуациях.

Неудивительно, что сотрудники универмага будут пытаться доказать, что именно посетитель наделал делов, и поэтому должен быть привлечен к взысканию. Реальной причиной повреждения товара может стать как невнимательное поведение гражданина, так и неаккуратная расстановка продуктов на прилавках. Но с точки зрения гражданского права это не самое важное. По определению статьи 211 Гражданского Кодекса «риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник». В комментарии к этой статье также говорится, что «риск переходит на приобретателя одновременно с возникновением у него права собственности».

По утверждению статьи 459 Гражданского Кодекса риск переносится на посетителя непосредственно после того, как «в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю».

Осуществляя покупку продуктов в магазине, мы не заключаем с супермаркетом договор купли-продажи. Его функцию выполняет простой кассовый чек. Выходит, пока не зарегистрирована операция купли-продажи, товар является собственностью универмага. Значит, и ответственность за целостность продукта лежит на универмаге.

Разумеется, гибель товара может произойти и по вине гражданина. Признав претензии магазина правомерными, он может в добровольном порядке возместить причиненный вред. Иначе супермаркет вправе добиваться возмещения ущерба только в рамках судебного разбирательства. При попытке охранников супермаркета применить по отношению к вам силу, звоните в милицию.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *