Порой молодые мамы слишком увлекаются, стараясь обнаружить в своем ребенке выдающиеся способности и таланты. Они нанимают репетиторов, гувернанток, записывают своих чад в образовательные кружки и школы для одаренных детей, приобщают малышей к литературе и искусству, дарят им познавательные игры. Бывает, что таланты находят у грудничков! Существуют даже специальные развивающие программы, например «Вундеркинд с пеленок» и обучающие методики, такие как методика обучения чтению Гленна Домана.
Резон в таком подходе, безусловно, есть: согласно гуманистической концепции науки каждый человек по-своему одарен, и основной задачей воспитания является поиск «ключика», открывающего эти способности. Но, открывая в ребенке таланты, важно не переусердствовать.
Помните, что развитие природных данных малыша не должно идти в ущерб полноценному развитию ребенка — интеллектуальному и физическому. Одаренный ребенок не меньше других нуждается в спортивных занятиях, поэтому не должны ограничиваться складыванием кубиков с алфавитом и заучиванием стихов. Малышу необходимо развивать не только внимание, память и логику, но и силу, ловкость, чувство ритма, быстроту реакции и глазомер. В этом будут полезны подвижные игры на природе или на игровой площадке для детей. Перекос в развитии может привести к различным психологическим проблемам, например, к приобретению синдрома саванта (феноменальные способности в узкой сфере на фоне общей ограниченности), ослаблению способности к социализации.
Одаренные дети обычно проявляются в раннем возрасте. О природе детской одаренности спорят, а в качестве метода выявления вундеркиндов, как правило, применяют тесты коэффициента интеллекта. Впрочем, результаты такой проверки не всегда точны. Современная психология оценивает тестирование, как достаточно ограниченный инструмент исследования.
Вундеркинды могут обладать богатой образной речью и мышлением, превосходными способностями в музыке, изобразительном искусстве, математике и других областях. Задача родителей – помочь ребенку найти свое призвание, не заставляя и не подменяя его желания своими.
Представьте, что ребенка, имевшего неосторожность проявить талант в музыке или математике, целыми днями заставляют играть на скрипке или решать математические задачи. В то время, как его сверстники гуляют, общаются и играют в подвижные игры, он безвылазно разучивает этюды Крейцера или корпит над уравнениями. К чему приведет такое положение вещей? Ребенок станет хилым, у него возникнут трудности в общении с ровесниками. Принуждение оттолкнет его от занятий, даже если они ему интересны. Повышенные ожидания, возлагаемые родителями на вундеркинда, могут травмировать ребенка, развить в нем комплекс неполноценности.
Поэтому, даже если вы твердо убеждены, что ваш ребенок – гений, не отнимайте у него веселые и полезные детские развлечения: возможность попрыгать на батуте, полазать на спортивной стенке для лазанья, покататься с горки.