Яндекс.Метрика

Роль стихов в жизни ребенка


Роль стихов в жизни ребенка

С первых минут появления на свет ребенок начинает познавать мир, прислушиваясь к звукам вокруг него, к голосам, вглядываясь в новые предметы, воспринимая и запоминая новые образы. С первых дней малыш привыкает к голосу матери, которая часто рассказывает ему интересные истории, поет колыбельные, читает сказки. Обычно это короткие повествования или небольшие детские стишки.

Стихов для детей великое многообразие: о природе (про зиму, лето, травку, березку, ручеек и т.д.), о животных (про зайчика, ежика, бабочку, птичек), посвященных праздникам (про Деда Мороза, посвященных маме, бабушке, юным защитникам и др.). Это могут быть детские песенки, рифмованные сказки, прибаутки, загадки, скороговорки. Кроме того, стихи могут быть народными и авторскими. Кто не знает стишков Самуила Маршака, Агнии Барто, Корнея Чуковского?

Относительно восприятия детьми стихов ученые расходятся. Одни утверждают, что запоминать любую информацию, в том числе и стихи, дети начинают с самого рождения и в момент, когда научатся говорить, уже могут воспроизводить ее. Другие считают, что оптимальный возраст для заучивания стихов детьми от трех лет. Наверное, поэтому мы часто видим надпись в аннотации детской книжки: «Детям от 3-х лет».

Учитывая направленность современной педагогики на развивающее обучение, можем рекомендовать формирование запоминания у вашего ребенка как можно раньше. К тому же, чем чаще и больше вы будете ребенку читать с раннего детства, тем образней и эмоциональней он будет мыслить.

Тем не менее формирование образной речи у ребенка начинается ближе к трем годам, именно в этом возрасте большинство детей начинают запоминать четверостишья или песенки и декламировать либо напевать их. В то же время важно помнить, что для того, чтобы ваш малыш к трем годам начал сам воспроизводить небольшие повествования, ему необходимо читать и рассказывать одни и те же истории с самого рождения. К тому же декламация должна быть выразительной и экспрессивной. Ведь ребенок мыслит прежде всего образами.

С годами у ребенка формируется речь и способность запоминания, поэтому, чем старше становится ваш малыш, тем более сложные стихи ему нужно подбирать. Если в два-три года – это тексты преимущественно описательные, то к четырем-пяти – это уже должны быть поучительные и развивающие повествования, которые несут в себе мораль, приучают ребенка делать выводы, учат самостоятельности. В этом возрасте также полезно учить скороговорки, которые формируют саму речь ребенка.

Важно помнить, что нельзя навязывать ребенку те или иные детские стишки. Он должен сам выбрать для себя понравившийся, возможно своими словами сначала пересказав его, а потом, после нескольких прочтений, уже дословно цитируя услышанное. Главное – не ассоциировать ребенку чтение с каким-то принуждением. Ведь тогда вы навсегда отобьете у него охоту к литературе. Не принуждайте ребенка, превратите чтение книжки в увлекательную игру, покажите ему пример, самостоятельно процитировав стишок. Очень часто родители заставляют детей учить стих на праздник, рассказывать его перед гостями, но очень важно, чтобы ребенок сам захотел это сделать.

Вспомните себя на новогоднем празднике. Когда Дед Мороз слушает стишок и дарит подарок. Рассказывали ли вы ему стишок или сказку? Если, да, то, скорее всего, вас толкало на это желание выделиться и получить подарок, поучаствовать в интересной игре или желание показать свои способности. А если нет…? Возможно, это результат того, что взрослые говорили, что нужно будет рассказывать стих и только тогда Дед Мороз подарит подарок, а иначе ты ничего не получишь. То есть главную роль в детской психологии все же играет внутренняя мотивация, а не мотивация проговоренная.

И еще один совет родителям, если, воспроизводя какое-то четверостишие, ваш ребенок добавит какую-то строчку от себя, забыв авторский текст или посчитав что так будет интереснее и красочнее, не ругайте его. Просто обратите внимание, что он сделал ошибку, выясните причины этой ошибки. Ведь, может, он просто хотел попробовать себя в роли поэта. И кто знает – может, через десятки лет новые поколения уже будут воспитываться на его стихах.